Маркировка — это код на упаковке продукта, уникальная последовательность символов. Маркировку ввели, чтобы стало меньше подделок. От них страдают все: и добросовестные изготовители, и потребители.
У государства есть цель — промаркировать все узкопотребительские продукты вплоть до 2024 года. Начинали с табака, медикаментов, а также множества иных продуктов. Сейчас идет волна маркировки молочной продукции и воды.
Общий принцип маркировки
В системе мониторинга Честный ЗНАК регистрируются все участники рынка: изготовители, импортеры, оптовики, а также конечники — магазины, кофейни, а также рестораны.
Все они информируют Честный ЗНАК, что обладают определенным видом продукта с определенным кодом. К примеру, предприятие подготовила молочко, упаковала и напечатала уникальный код маркировки. В последующих коробках будет уже другой код.
Предприятие грузит молоко в фуру и продает оптовику. Тот и другой подтверждают сделку в Честном ЗНАКе. Концепция осознает, что право собственности на конкретные коды перешло от изготовителя к оптовику.
Крупный оптовик реализовал долю партии мелким оптовикам. Далее может произойти ряд перепродаж. Но о каждой из них Честный ЗНАК будет знать.
Молоко попало в магазин. Магазин получает накладную с кодами и проводит проверку, на совпадение кодов на товарах. Если все хорошо, молоко выставляют на продажу.
Покупатель пожелал получить данное молочко. Продавец сканирует шифр на кассе. Касса печатает чек и отправляет сведения в Честный ЗНАК через оператора фискальных данных. ОФД отправляет фискальный чек в налоговую и сведения о «проданном» коде в Честный ЗНАК.
Честный ЗНАК выводит товар из оборота. Это значит, что такой код больше невозможно будет использовать нигде и никогда.
Маркировка и система «Меркурий»: в чем разница
С 2018 года за процессом перемещения товаров животного происхождения, и молока в том числе, уже следит государственная система Меркурий. Для чего необходимо внедрять еще и маркировку? На сайте Честного знака это разъясняется таким образом: Меркурий отслеживает сырье, а Честный знак — готовую продукцию. То есть при изготовлении сметаны или йогурта Меркурий контролирует процесс производства самого молока, а Маркировка — уже следит за качеством готовой баночки с изготовителя вплоть до прилавков для потребителя.
СРОКИ:
С 1 июня 2021
Производители (кроме фермеров), импортеры сыров, мороженого в обязательном порядке наносят марки, вводят товар в оборот и передают сведения об этом в «Честный знак».
С 1 сентября 2021
Производители (кроме фермеров) и импортеры прочей «молочки» со сроком хранения более 40 суток клеят марки, вводят товар в оборот и сообщают об этом в систему мониторинга.
С 1 декабря 2021
Производители молочной продукции сроком годности менее 40 дней обязаны быть зарегистрирован в системе и описать свои товары в каталоге. К этому времени должны быть полностью настроены процессы по заказу кодов, их нанесению на товары с подачей отчета о нанесении, оплате кодов и вводу в оборот.
С 20 января 2022
Розница при продаже мороженого и сыров сроком годности 40 дней и менее обязана сканировать коды на кассе и передавать сведения о продажах в Честный знак с помощью онлайн-касс.
С 1 сентября 2022
Розница при продаже молочной продукции должна передавать сведения в Честный знак.
Для оптового и розничного звена вводится объемно-артикульный учет — указание кода товара и количество выводимого товара без указания конкретных единиц маркированного товара.
Для всех участников оборота обязательна передача сведений о выводе продукции из оборота в виде объемно-сортового учета: в «Честный знак» передаем информацию об отгрузках с переходом права собственности и о сделках в рамках договора комиссии (либо агентского), а также сообщать об утилизации, списании и иных случаях вывода из оборота, не относящихся к розничным продажам.
С 1 декабря 2023
Маркировка становится обязательной для фермеров (КФХ,СПК)
Общепит, образовательные учреждения, детские сады и больницы, которые закупают молоко для собственных нужд, должны отчитываться об этом в Честный знак.
С 1 июня 2025
Вводится поэкземплярный учет для продукции со сроками хранения более 40 дней. Также для всех участников оборота обязательна передача сведений о выводе продукции из оборота.
ШТРАФЫ
За нарушение правил работы с маркировкой в 2022 году предусмотрена административная и уголовная ответственность. Полный перечень штрафов — на сайте Честного знака.
Нарушение | Административная ответственность | Уголовная ответственность |
За продажу товаров без кодов маркировки | 50 000 — 300 000 ₽ с конфискацией — для юрлиц, 5 000 — 10 000 ₽ с конфискацией для должностных лиц | за преступление в особо крупных размерах и в случае сговора — до 1 000 000 ₽ или лишение свободы до 5 лет |
За производство, приобретение, хранение, перевозку и сбыт с поддельными кодами | — | штраф до 300 000 ₽ или от 3 до 6 лет лишения свободы со штрафом |